Юрист нашей компании Рушан Кабиров дал интервью СМИ «Вечерняя Казань» по злободневной для всех автомобилистов теме.
КАЗАНЦА, КОТОРЫЙ ЗАКОШМАРИЛ СМОТРЯЩИХ ЗА ПЕРЕДВИЖНЫМИ КАМЕРАМИ НА ДОРОГАХ, ОСТАВИЛИ БЕЗНАКАЗАННЫМ
Лишил покоя охранников передвижных камер фиксации нарушений ПДД на дорогах 33-летний казанец Дамир Манжуков. Зачастую те, кто устанавливает эти устройства, пытаются скрыть их от глаз автомобилистов. А Дамир этому мешает: он выставляет перед камерами специально изготовленные предупреждающие щиты для водителей, одновременно закрывая обзор. В итоге на него составили административный протокол по статье «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля». Однако суд не дал наказать активиста.
Как рассказал «Вечерней Казани» Дамир Манжуков, он является частным предпринимателем, а с «прятками» на дорогах борется на досуге. Идея организовать за передвижными камерами своеобразный «народный контроль» (так сам казанец оценивает свою деятельность) возникла у него в июне этого года.
— Я тогда услышал выступление президента России Владимира Путина, который однозначно заявил: камеры на дорогах не должны быть скрыты от автомобилистов — и призвал прекратить их прятать. Однако у нас в Татарстане с этим все печально, — сетует Манжуков. — Складывается впечатление, что в государственном бюджетном учреждении «Безопасность дорожного движения» на слова Путина плевали. Сотрудники этой конторы по-прежнему продолжают скрывать камеры от водителей, стремясь выписать побольше штрафов. Поэтому в июле я начал бороться с такими «прятальщиками».
Идею Манжукова поддержали несколько его товарищей. Заметив спрятанную где-нибудь в кустах камеру, они подъезжали и выставляли перед ней щит с предупреждающей надписью, что на этом участке дороги ведется фото- и видеофиксация нарушений, и закрывающий обзор камере. При этом сами оставались рядом со щитом, чтобы смотрящие за камерами сотрудники ГБУ «Безопасность дорожного движения» не предприняли попытку удалить щит. Свои акции борцы за честное видеонаблюдение на дорогах снимали и выкладывали ролики в Интернет.
Очередная такая акция состоялась 21 июля — на улице Вишневского возле дома № 12 Манжуков заприметил очередную спрятанную камеру и вместе с приятелем подъехал к передвижному устройству «Кордон-0447», чтобы выставить перед ним щит.
— Сотрудник ГБУ «БДД», который охранял камеру, в ответ на нашу просьбу показать документы, в частности, доверенность от МВД, которая необходима для осуществления его деятельности, начал кричать: «Враги России!» — и показывать на нас прохожим, — вспоминает Дамир. — Потом он вызвал экипаж ДПС. Те приехали, стали требовать убрать щит, мол, нарушаете. Я спросил, что именно мы нарушаем, но на это ответить никто не смог. Поэтому щит мы убирать не стали.
В итоге после долгих препирательств уехали сначала гаишники, потом снялся с места охранник «БДД» вместе с «Кордоном», за ним — довольные активисты. Однако на этом инцидент не был исчерпан.
Через несколько дней Манжукова остановили на дороге сотрудники ДПС и попросили проехать с ними в ОП «Вишневский». Там Дамир узнал, что по обращению того самого смотрящего за камерой сотрудника ГБУ «БДД» Расиха Насибуллина на него составлен административный протокол по ст. 19.4.1. КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля».
Примечательно, что сотрудник полиции, составлявший протокол, на месте конфликта 21 июля не был.
— Когда дело дошло до рассмотрения протокола в мировом суде, сотрудник ГБУ «БДД» Насибуллин на вопросы судьи важно отвечал, что по статье 51 Конституции имеет право не свидетельствовать против себя, — рассказал Манжуков. — Не помогли напоминания о том, что протокол составлен по его обращению и его самого никто ни в чем и не обвиняет, а лишь устанавливают важные для процесса обстоятельства.
В итоге мировой судья участка № 5 по Вахитовскому району Ильгам Калимуллин пришел к выводу, что сотрудник ГБУ «БДД» «уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля или надзора не является», и постановил — прекратить административное производство в отношении Манжукова за отсутствием состава правонарушения.
— Получается любопытная правовая коллизия, — отметил в разговоре с корреспондентом «ВК» юрист Рушан Кабиров, представлявший интересы Манжукова вместе с юристом Денисом Казанцевым. — С одной стороны, сотрудники ГБУ «БДД» имеют право обслуживать камеры фото- и видеофиксации нарушений, поскольку эта организация заключает соответствующие контракты с МВД по РТ. В то же время сами они не являются уполномоченными должностными лицами органа госконтроля, соответственно, закон не запрещает препятствовать их деятельности. Замечу, однако, что чинить препятствия можно только в рамках закона — ломать камеру или применять силу к сотруднику, который к ней приставлен, ни в коем случае нельзя. К примеру, не так давно в одном из районов Татарстана мужчина взял и расстрелял камеру из охотничьего ружья. За такую порчу имущества придется выложить около полутора миллионов рублей.