Наш юрист, Кабиров Рушан Рафисович, дал очередной комментарий средствам массовой информации:
Четыре иска на общую сумму более 4 млн рублей подали к Минфину РФ и МВД два казанца, пострадавшие от незаконных действий одного и того же инспектора ГИБДД. Поводом для исков стало то, что гаишник несколько раз определил на глазок неисправности автомобилей истцов и отправил их машины на штрафстоянки. Позже выяснилось, что неисправностей, за которые автовладельцы понесли наказание, просто не было. Сам инспектор заявил на это в суде, что для оценки технического состояния машин пользовался органолептическим методом.
Автомобилисты Сергей Кузьмин и Валерий Архипов встретились на дорогах с инспектором межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ОГИБДД по Казани Дмитрием Морозкиным в общей сложности трижды. Кузьмину «повезло» больше — встреч было две, одна из которых закончилась эвакуацией «КамАЗа» на штрафстоянку.
— Ирония в том, что я сам десять лет проработал таким же вот инспектором техосмотра, потом ушел в бизнес, — рассказал Кузьмин корреспонденту «Вечерней Казани». — Так что я прекрасно знаком со спецификой этой работы. И когда господин Морозкин в нашу первую встречу попытался мне доказать, что с моей машиной неполадки, я ему объяснил, в чем он неправ, и мы разошлись миром. Но уже через месяц, 25 октября 2016 года, когда я ехал по улице Аделя Кутуя на очередной заказ на своем «КамАЗе», меня снова остановил этот же инспектор. Когда я глушил машину, раздался характерный шипящий звук. Так у всех «КамАЗов» бывает! Однако Морозкин радостно объявил, что это не что иное, как верный признак неисправных тормозов.
После этого инспектор составил на месте протокол, в котором указал, что Кузьмин «управлял автомобилем с заведомо неисправной тормозной системой, в частности, утечкой сжатого воздуха из колесных тормозных камер». Водителю выписали штраф в 500 рублей, а его машину поместили на штрафстоянку.
— На штрафстоянке мой «КамАЗ» провел три дня, «настоял» на пять с лишним тысяч, плюс я понес убытки от простоя с заказами, ведь это моя рабочая машина, — говорит Сергей Кузьмин.
В свою очередь Валерий Архипов пересекся с тем же сотрудником ГИБДД дважды в прошлом году. В обоих случаях дело закончилось составлением протоколов и в одном — штрафстоянкой. 13 сентября на улице Назарбаева инспектор Морозкин обратил внимание на «Тойоту Ленд Крузер» Архипова, припаркованную на краю проезжей части. По мнению гаишника, расстояние до придорожного ограждения было менее трех метров, поэтому внедорожник мешал другим участникам дорожного движения. Замеры страж порядка опять же произвел на глаз и оштрафовал водителя на 2 тысячи рублей. В том же сентябре уже на улице Давликеевской внимание инспектора Морозкина привлек «Инфинити», за рулем которого находился сын Валерия Архипова (поскольку машина принадлежит отцу, он тоже приехал на место). Усмотрев в автомобиле неисправность рулевого управления, инспектор отправил «Инфинити» на штрафстоянку, водитель был оштрафован на 500 рублей за неисправность рулевой рейки и еще на 500 — за тонировку, которая показалась инспектору слишком темной и не соответствующей ГОСТу.
— Я его позже спрашивал, вы что, доктор, диагнозы машинам навскидку ставите? — вспоминает Валерий. — А он мне так важно отвечает: мол, у меня образование соответствующее есть. Интересно, где же это учат на глаз определять поломки автомобиля? Тогда получается, у нас все диагносты на станциях техосмотров зря свой хлеб едят. А если без шуток, то, видимо, это такой наглый способ пополнять штрафстоянки и выписывать людям штрафы на ровном месте. Ведь мало кто пойдет в суд из-за небольшой суммы, проще заплатить.
И Архипов, и Кузьмин пошли на принцип, оспорив выписанные им штрафы в суде. Предварительно оба заручились заключениями экспертов, что определенные «гаишником-экстрасенсом» неисправности в их транспортных средствах отсутствовали. В итоге судьи встали на сторону автовладельцев, не приняв всерьез показания самого гаишника, который заявил, что определял неисправности органолептическим методом. Ведь возникшие на месте подозрения нужно подтверждать на станциях техобслуживания, а также с помощью показаний специальных приборов.
— После того как постановления об административных нарушениях были признаны в суде незаконными, мои доверители намерены взыскать ущерб, причиненный действиями сотрудника ГИБДД, — сообщил «Вечерней Казани» юрист Рушан Кабиров, представляющий интересы Архипова и Кузьмина. Всего нами подано в Вахитовский райсуд четыре иска (по количеству отмененных постановлений) в адрес Минфина РФ, МВД РФ и МВД по РТ. Требование по каждому иску — взыскать моральный ущерб в размере 1 млн рублей и возмещение расходов, связанных с предыдущими судами — это около 30 тысяч рублей в каждом случае.
Если иски будут удовлетворены, добавляет Кабиров, МВД может истребовать взысканные средства в порядке регресса со своего сотрудника, то есть инспектора Морозкина.